Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. К настоящему времени существенную значимости приобрели различные вопросы, связанные с изменением политического, экономического и иного вектора. Любые вопросы в сферах жизнедеятельности влияют на дальнейшую судьбу любого государства. Так, события на Украине, коронавирус, политические выборы и многое другое обусловили необходимость в разработке наиболее эффективной модели национальной безопасности страны.
Соответственно, разработка политики национальной безопасности, в данном случае будет рассматриваться как приоритетная область для любой страны. Для выполнения этой чрезвычайно важной задачи у любого государства имеются свои специальные институты-специальные службы.
В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, особенно правовая, нуждается в системе защиты, которую в нашей стране осуществляют правоохранительные органы.
Их основной задачей, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона. Такие законодательные, исполнительные и правоохранительные органы России являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.
Роль правоохранительных органов и других общественных и государственных институтов, непосредственно связанных с борьбой с преступностью и другими преступлениями, гораздо важнее, чем это признавалось в предыдущие годы.
Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных правоохранительных органов и их должностных лиц в соответствии с правовыми нормами власти по организации деятельности, направленной на защиту прав и свобод граждан и обеспечение законности, общественного порядка и социального обеспечения.
Несмотря на то, что общее определение термина «национальная безопасность», еще не до конца разработано, следует признать, что его отождествляют с государственной безопасностью. Благодаря этому термин становится более обширным и предполагает не только безопасность государства, но и всего населения, проживающего в нем. Основной субъект безопасности – человек, рассматривающийся сквозь призму его интересов.
Объект исследования: национальная безопасность.
Предмет исследования: национальная безопасность России в аспекте ее национальных интересов.
Цель исследования: проанализировать особенности национальную безопасность России, а также изучить, какую значимость она несет в себе в современность на основе имеющихся национальных интересов.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. рассмотреть понятие национальной безопасности и ее обеспечение;
2. изучить место правоохранительных органов РФ в системе обеспечения национальной безопасности страны;
3. проанализировать обеспечение национальной безопасности в соответствии с национальными интересами России;
4. привести актуальные угрозы национальной безопасности России;
5. раскрыть деятельность правоохранительных органов РФ в области обеспечения национальной безопасности и пути ее совершенствования;
6. рассмотреть способы и методы устранения проблем и угроз национальной безопасности России.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Аваков А. «Добро пожаловать в государство национальной безопасности», Брэгг Р. «Безопасность сетей: полное руководство», Девянин П.Н. «Анализ национальной безопасности», Демченко С. В. «Диалектика национальной безопасности и образовательной политики России», Зубков А. И. «Геополитика и проблемы национальной безопасности России», Карева А. «Агент национальной безопасности» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты национальной безопасности России.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ угроз и проблем национальной безопасности России.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие национальной безопасности и ее обеспечение
Национальная безопасность - это социально-философская категория.С точки зрения ученых, она должно основываться на устойчивом социальном развитии для обеспечения достойной жизни людей. Именно национальная безопасность защищает окружающую среду, личные и социальные интересы, моральные и духовные ценности. В современном языке слово «государство» используется для обозначения также таких фраз, как: национальные интересы, национальный бюджет, государственный долг и т.д.
Считается, что основой национальной безопасности является материальное выживание общества, сохранение национального суверенитета и территориальной целостности, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, а также необходимые условия для нормальной жизни и развития граждан. Национальная безопасность имеет политические, экономические, военные, социальные, правовые, информационные, духовно-нравственные аспекты .
Военная безопасность - это состояние Вооруженных Сил и их конкретных видов, чтобы они могли гибко и своевременно реагировать, предотвращать внешние угрозы военного характера, поддерживать определенный баланс сил и позиции страны на международной арене.
Экономическая безопасность - это экономическое положение страны и ее различных систем (финансов, налогообложения и т.д.), предполагающее, что она способна обеспечить минимально необходимое количество национальной продукции, необходимое для ее независимого выживания и развития.
Правовая защита означает, что обычные граждане и органы власти безоговорочно соблюдают правовые нормы и обеспечивают реализацию всего спектра прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Политическая безопасность - это неприкосновенность национального суверенитета страны, где внешние силы насильственно вмешиваются в ее дела.
Социальное обеспечение - это социальное государство, предпосылкой которого является реализация в нем основных принципов социальной справедливости, а также обеспечение набора основных социальных льгот и высокого уровня жизни граждан страны.
Информационная безопасность - это состояние надежной защиты национального культурного наследия, прав интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов и граждан, а также специальной информации, составляющей государственную и профессиональную тайну.
Духовно-нравственная безопасность - это состояние, которое защищает общественное сознание и нравственное здоровье страны, ее традиции, духовные ценности и образ жизни от неблагоприятных внешних воздействий.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает также охрану культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, охрану культурного наследия всего российского народа, формирование национальной политики в области духовно-нравственного воспитания населения, запрет использования эфирного времени в электронных СМИ, программ, пропагандирующих насилие, и использование низкоуровневых проявлений .
В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимо повысить внимание общества и органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственного (федерального и муниципального) страхования и частного здравоохранения, осуществлять государственный протекционизм в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, а также реализовывать федеральные программы в области здравоохранения и эпидемиологии, детского здравоохранения, неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
Приоритетными направлениями национальной деятельности по охране окружающей среды являются :
1. Рациональное использование природных ресурсов для воспитания экологической культуры населения;
2. Безопасное хранение и уничтожение запасов химического оружия в интересах охраны окружающей среды и здоровья населения;
3. Создание и внедрение безопасных производственных объектов, а также принятие экстренных мер по защите окружающей среды в экологически опасных районах Российской Федерации.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Основной целью в этой области является обеспечение возможности адекватного реагирования на возможные угрозы в XXI веке и разумных расходов на национальную оборону.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация уделяет приоритетное внимание политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной военной мощи для обороны. Вооруженные силы Российской Федерации играют важную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей задачей Российской Федерации является сдерживание агрессии любого масштаба против России и ее союзников, включая применение ядерного оружия. Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными обеспечить то, чтобы любое государство-агрессор или коалиция государств не могли нанести конкретный ущерб при любых обстоятельствах.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
5. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 N 45-ФЗ (последняя редакция).
6. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция).
7. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
8. Аваков, А. Добро пожаловать в государство национальной безопасности / А. Аваков. - М.: Облик, 2019. - 215 c.
9. Белозеров, В.К. Военная доктрина России: в начале большого пути // Власть. - 2021. - № 2. - С. 98-103.
10. Брэгг, Р. Безопасность сетей: полное руководство / Р. Брэгг. - М.: Эком, 2018. - 912 c.
11. Васильева, М.М. Международные проблемы обеспечения безопасности России в современных условиях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2019. - № 2. - С. 31-44.
12. Горшков, М.К., Петухов, В.В. Внешнеполитические ориентации россиян на новом переломе // Полис: Политические исследования. - 2019. - № 2. - С. 10-35.
13. Девянин, П.Н. Анализ национальной безопасности / П.Н. Девянин. - М.: Радио и связь, 2019. - 176 c.
14. Демченко, С. В. Диалектика национальной безопасности и образовательной политики России / С.В. Демченко. - М.: ИСЭПиМ, 2020. - 200 c.
15. Зубков, А. И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России / А.И. Зубков. - М.: Юридический центр, 2019. - 849 c.
16. Идрисов, Р. Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Р. Ф. Идрисов. — М.: Наука, 2002. — 41 с.
17. Карева, А. Агент национальной безопасности / А. Карева. - М.: АСТ, Олимп, 2018. - 320 c.
18. Кузнецов, Ю. Введение в теорию национальной безопасности. Проблемы безопасности русского народа и современность / Ю. Кузнецов, В. Никольский. - М.: Верный, 2019. - 808 c.
19. Мельниченко, А. Б. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / А. Б. Мельниченко. — Ростов: Наука, 2018. — 60 с.
20. Николаев, П. А. Культура как фактор национальной безопасности / П.А. Николаев. - М.: Русский импульс, 2019. - 320 c.
21. Овчинников, А. И. Административное право Российской Федерации : учебник / А. И. Овчинников. — М. : РИОР, 2018. — 224 с.
22. Першин, Е. А. Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования / Е. А. Першин. — Ростов, 2017. — 60 с.
23. Петровский, В.Ф. Доктрина национальной безопасности в глобальной стратегии РФ / В.Ф. Петровский. - М.: Международные отношения, 2019. - 336 c.
24. Пономаренко, Я. А. Участие правоохранительных органов в деятельности по обеспечению национальной безопасности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2017. — № 3 (52). — С. 110 — 115.
25. Прудникова, Т. А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты / Т.А. Прудникова. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 152 c.
26. Рассел, Дж. Агентство национальной безопасности / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2018. - 321 c.
27. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности / Ю.Г. Сапронов. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
28. Танайлов, C.B. Геополитика и энергетическая безопасность // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». - 2021. - № 2. - С. 182-190.
29. Толкачев, В.Н. Агент национальной безопасности / В.Н. Толкачев. - Москва: СПб, 2019. - 320 c.
30. Тюрина, Т. В. Правовая безопасность личности в современном Российском государстве / Т. В. Тюрина. — Саратов, 2019. — 28 с.